У этого сочинения есть своя предыстория. Вот какая.
Когда наша дочь Марьяшка поступила на Биофак, мы с Машей (марьяшкины родители) пошли с ней на торжественное собрание в ББА (Большую биологическую аудиторию) на родной Биофак (МГУ на Ленинских Горах, если кто не знает), гордые очередным общим для многих из нас семейным событием. Побрюзжав на грязь в коридорах
и окурки на лестничных площадках ("Ну, при нас такого не было!"), мы торжественно уселись, и выслушав приветственную речь нашего ректора, академика Садовничьего, узнали о гуманной акции Ректората МГУ и Министерства Высшего образования: ввиду обычного наплыва желающих познать тайны жвого, принято решение о дополнительных вакансиях для абитуриентов с баллами ниже проходных, и так далее. Слава Богу, нас это не очень касалось, поскольку ребёнок поступил без вспомогательных средств (из их класса, выпускников 45-й школы, что под руководством директора школы, заслуженного учителя СССР Леонида Исидоровича Мильграма, в очередной раз на Биофак МГУ поступило человек пять), но всё равно приятно слышать о такой отеческой заботе.
Потом Миша Гусев (наш декан, профессор М.В.Гусев) говорил студентам о традициях факультета, и тут мы с Машей хлопнули себя по лбу (в первый раз), как если бы там был комар:
– Ёлки, да которой же это по счёту среди нас, Орловых–Александровых, будет на факультете наша Марьяшка-то? Ить нас же здесь, по сути, кишмя кишит! – и так далее. Тем более, что кажется как раз уже было объявлено от ЮНЕСКО или от ООН что-то вроде «Года Семьи». – Это ть как же мог бы прославиться Миша-то, кабы ему знать, что такова семья-то и как раз у него на факультете-то! Это ж не токмо факультету, а и всему нашему Университету, какова слава-то была б, а?
Такая вот государственная по своему масштабу мысль как бы пронзила нас. Но потом Марьяшка начала учиться, всё помаленьку с пятёрочки да на пятёрочку как-то перебивалась, ну и было всё некогда идти потревожить дорогого декана. Но втайне мысль такую, что надо бы всё это обдумать и подсчитать, где-то затаилась. Ну и как водится, в какой-то момент выплеснулась на Вордовый чистый бланк.
Тут мы с Машей стали тщательно скрести по сусекам: – а не забыли ль ещё кого? И не раз снова и снова в изумлении хлопали себя по лбу, как если бы комар, и т. д. А список всё рос и рос, поскольку сознание наше, от изумления, просветлялось: ведь не только же один Биофак есть в МГУ. Ведь и там же нашей родни пруд пруди! Ить они-то ничем нас не хуже, надо-ть и их учесть!
Так этот список родни в МГУ рос и рос, и еще всё прирастает, поскольку пока мы канителимся с этим делом, то тем временем детки всё подрастают и подрастают, да к тому же не только поступают и поступают, а ещё и женятся/выходят замуж, а их-то дети – тоже ж идут и идут в Университет!
Поэтому, пока еще можно не переписывать всё снова, спешу закруглиться, нето ещё кто-нибудь среди родственников родится, да возьмёт и поступит в МГУ. А самое вероятное – женится или выйдет замуж, тогда этой работы не избежать.
*
Введение. Всякое порядочное сочинение нуждается во введении, так нас учили в школе и так требуют писать при поступлении (на тот же Биофак МГУ тоже). Так вот, начать надо вот с чего.
Поскольку нас занимает вопрос о родственных отношениях, то следует заметить (теперь-то я осознал), что тема эта – деликатная и рискованная. Во-первых, потому, что ещё неизвестно, понравится ли кому-то обнаружить, что ему доводится быть в неких отношениях сомнительной близости с вон оказывается кем. Представьте себе, что ни с того, ни с сего вы вдруг узнаёте, что, скажем я, такой-сякой, известный троечник и алкаш, со своим тёмным семейным прошлым и роднёй, да к тому же сомнительной национальной или конфессиональной принадлежности, довожусь вам если не родичем, то уж по меньшей мере свойственником. Как вам это понравится? –– Здрасьте, я ваша тётя, – в буквальном смысле слова.
Раскопки в сфере родственности, как известно, могут приводить к неожиданным неприятностям. Наример, чем кончилась несвоевременная юбилейная инициатива поэтессы Маприэтты Шагинян, которая вознамерилась к столетию со дня рождения дедушки Ленина докопаться до немецких корней его матушки, урождённой Бланк? А тем, что выяснилось, что немцев по фамилии Бланк нет и никогда не было. И было всё это задолго до Виктора Степановича Черномырдина, с его бессмертным «хотели как лучше, а получилось как всегда», которое позже вошло в массовое сознание, как всеобщий итогоподводящий принцип. И как на это, по-вашему, должен реагировать родной ЦК КПСС? Мы, конечно, настоящие интернационалисты-ленинцы, мы не только евреев, мы даже негров считаем за людей, но всё-таки всему есть свои границы. Мало вам того, что Карл Маркс - еврей, так еще и Ленин.
И должен вам прямо сказать, что я этому ЦК КПСС сочувствую и вполне его понимаю. Потому что я сам, оказывается, точно в таком же положении. А именно:
Матушка моего отца, Юрия Александровича Орлова, Вера Павловна Тумаркина, одна из первых женщин-врачей в царской России, как мне известно с детства, происходила из семьи Кишинёвского купца, от которой сбежала, влекомая жаждой знаний, в эпоху раскрепощения женщин, окончила знаменитые Бестужевские курсы в Санкт–Петербурге, стала прекрасным врачом, и так далее. А её сёстры – одна стала профессором философии в Берне, в Швейцарии, другая, помнится – известной пианисткой в Вене. Такие вот энергичные девушки. Ну и моя мама в своё время всё пыталась докопаться, – а кто же это, и что же это за такой бессарабский купец по фамилии Тумаркин, – ну и всё безрезультатно.
А с тех пор наука сильно продвинулась, появился Интернет, и вот беру я всем вам известный поисковик Гугл, и запрашиваю Анну Тумаркину, философа в Берне. И тут всё и становися на свои места. В том смысле, что Анна Тумаркина, рожденная там-то и тогда-то, прихала из России тогда-то в Берн и поступила, по совету своего брата (математика) Моисея, на философский факультет, который через три года кончила и стала первой в Европе женщиной-профессором, именем которой они теперь назвали улицу в Берне, в прославление подвига женщины, которая преодолела три преграды: иностранка, женщина, да к тому же еврейка. И когда она попросилась на замещение вакантной должности завкафедры, то ей отказали по той причине, что слишком много и плодотворно работает, и остальному профессорью за ней никак не угнаться. Как говорится, есть женщины в русских селеньях.
Так что мы с Мариэттой Шагинян оказались как бы в сходном положении.
Но это еще только пол-дела. Потому что мы же «идём к правовому государству», и ещё неизвестно, с каким иском по поводу причинённого мною морального ущерба может завтра обратиться в суд то или иное из упомянутых мной лиц. Тем более, что наша Дума не дремлет, а что ни день принимает новые и новые законы. А нотариально-то заверенных подтверждений на согласие быть упомянутым мною в таком-то сочинении, от многих и многих лиц, у меня и вправду нету.
Так что ещё неизвестно, чем всё это для меня обернётся.
*
Вступление. Есть такая дурацкая скороговорка:
– Собрались пятеро: я, баба, бабы брат и брата бабы баба. Кто лишний?
Баба – это, понятно, имеется в виду жена. Кто такое брата бабы баба – уже не сразу сообразишь. А почему пятеро? И кто это может быть лишним, когда и так уже одного нехватает? Ну и причём здесь Биофак? А вот причём.
В советские времена за семейственность строго карали. Если не карали, то уж по меньшей мере брали на заметку. Во времена Ельцына слово «семья» приобрело мрачный оттенок, чем-то напоминающий о «крёстном отце». Но бывает и так, что ничего такого кошмарного. Вот, например, был когда-то на Биофаке такой студент, Саша Александров. С тех пор прошло некоторое время, точнее – пятьдесят лет, он давно уже доктор наук, и вот какая наблюдается картина в отношении того, когда кто из его родных, или родичей его родных, тоже учился или учится на Биофаке (фамилии жён, для документальности, даю в их девичьим написании):
Табл. 1
Фамилия, Имя Кафедра Поступил(а)
_____________________________________________________________________
1. Александров Александр (А.А.) биофизики 1954
2. Каляева Эза †(жена А.А.) зоол. позв. 1954
3. Александров Иван (сын А.А. и Э.К.) молекулярн. биол. 1978
4. Ляндо Надежда †(жена Ивана А.) молекулярн. биол. 1978
5. Александров Саша (их сын) вирусологии 2003
6. Александров Илья (их сын) вирусологии 1997
7 Кузнецова Саша (жена Ильи А.) зоол. беспозв. 1997
8. Суздалева Марьяна (жена А.А.А.) вирусологии 1978
9. Иванова Ольга (жена брата А.А., Юры А.) зоол. позв. 1954
10. Александрова Антонина (дочь Юры А. и О.И.) вирусологии 1974
11. Шефтель Ира (дочь Антонины А.) физиол. животн. 2003
12. Александров Митя (сын Юры А. и О.И.) зоол. позв. 1978
13. Александров Витя (сын Мити А.) зоол. позв. 2004
14. Егорова Алина (жена Мити А.) низшие раст. 1988
15. Александрова Мария (сестра А.А., моя жена) гистологии 1969
16. Орлов Олег (О.О., муж Марии А.) зоол. позв. 1950
17. Орлова Марьяна (наша дочь) вирусологии 1994
18. Александрова Оля, племянница А., Ю. и М. А–ых гистологии 1992
Итого 18 родственников и свойственников (т.е. мужей и жен родных, и их родни) Саши Александрова, из них 9 Александровых, учились, учатся или будут учиться на Биофаке.
А если туда же приплести ещё и биофаковскую родню Олега Орлова?
Табл. 2
19. Заварзина Лиза (племянница О.О.) зоол. беспозв. 1976
20. Мемми Морис (муж Лизы З.) зоол. беспозв. 1974
21. Заварзин Георгий А. (отец Лизы) микробиологии 1950
22. Жилина Татьяна (жена Г.А.Заварзина) низш. растений 1961
23. Визжилина Нина (бывш. жена О.О.) генетики 1951
24. Катя (жена Юры, внучатного племянника О.О.) ВНД 2000
Двадцать четыре. Семейственность порождает семейственность. Просто оторопь берёт. Это как сорняки на огороде, как сныть на вашем цветнике:
– Можно ли с этим бороться? – Да, бороться можно, но победить нельзя.
Уж если во времена парткома и бюро ВЛКСМ ничего не смогли сделать, то что говорить теперь?
А если пересчитать всех остальных родичей Саши Александрова и Олега Орлова, кто когда-либо учился или учится в МГУ – на других факультетах?
Давайте разбираться. Со стороны Александровых это будут:
Табл. 3
1. Александрова Полина (дочь А. А.) географический фак. 2000
2. Александрова Мария (дочь А.А.) психологический фак. 2006
3. Протков Василий (внук А. А.) геологический фак. 1993
4. Ипполитова Юлия (жена Василия П.) геологический фак. 1992
5. Александров Юрий (брат А. А.) физический фак. 1950
6. Александров Пётр (брат А. А.) физический фак. 1960
7. Александров Толя (сын Петра А.) химический фак. 1983
8. Константиновская Светлана (жена Толи) географический фак. 1985
9. Бочарова Татьяна (жена Петра А.) химический фак. 1960
10. Бочаров Андрей (брат Татьяны Б.) мехмат 1986
Итого 14 прямо Александровых, а с родственниками–свойственниками – 28.
А со стороны Орловых:
Табл. 4
1. Орлов Всеволод †(брат Олега) физический фак. 1944
2. Орлов Роман † (брат Олега) геологический фак. 1947
3. Орлов Александр †(их двоюродный брат) исторический фак. 1944
4. Орлов Алексей (сын Олега) физический фак. 1977
5. Плевако Татьяна (жена Алексея) физический фак. 1977
6. Орлов Михаил (сын Всеволода) географический фак. 1968
7. Орлов Юрий (сын Всеволода) физический фак. 1979
8. Орлов Никита (сын Романа) физический фак. 1986
9. Кузьмина Катя (жена Никиты) физический фак. 1988
10. Орлова Настя (дочь Романа) геологический фак. 1977
11. Кувшинов Алексей (её муж) вычислит. математ. 1975
12. Кувшинова Маша (их дочь) вычислит. математ. 1999
13. Кувшинов Юра (их сын) физический фак. 2002
14. Бондаренко Ольга Б. (мать Алексея К.) геологический фак. 1950
15. Ушатинская Галина (жена Романа) геологический фак. 1953
16. Ушатинская Валентина (её сестра) геологический фак. 1947
17. Лукьянов Алексей (муж Валентины) геологический фак. 1947
18. Лукьянов Дмитрий (их сын) физический фак. 1973
19. Заварзина Аня (дочь Г.А.Заварзина) почвенный фак. 1991
20. Погожев Евгений (её муж) почвенный фак. 1991
21. Заварзина Даша (дочь Г.А.Заварзина) геологический фак. 1993
22. Маслов Алексей (её муж) геологический фак. 1993
23. Жилина Наталия (сестра жены Г.А.З.) филологический фак. 1955
Это 10 Орловых, а всего вместе со всей их роднёй – 31.
Набирается аж 59 человек. Одних Александровых – 14, а ещё и Орловых – 10. Да они в МГУ не только учились, некоторые там работали и сами учили, например, доценты О.Б.Бондаренко, Н.Н.Орлова (Визжилина) и О.Ю.Орлов, не говоря уж о профессорах и академиках Г.А.Заварзине и Ю.А.Орлове (отце Олега, Романа и Всеволода Орловых).
На одной только кафедре зоологии позвоночных у Олега Орлова родни – четверо, на каф. вирусологии – пятеро. И так далее.
Это не может не тревожить. Надо доложить об этом ректору МГУ, академику Садовничему. Поставить его в известность, что творится в его угодьях. Если не генетический анализ, то навести статистику, построить графики: сколько физиков, сколько геологов. Взять если не подписку о невыезде, то хоть отпечатки пальцев. К двухсотпятидесятилетию МГУ. Просто так это оставлять нельзя.
===============
Так было мною написано к какому-то моменту, и я думал, что дело только за тем, чтобы нарисовать «гинекологическое древо», как принято у нас говорить. Полагал приставить к этому Нину Николавну Орлову, профессионального генетика.
Так нет же! – как идет рефреном в Коране. И я снова хлопнул себя по лбу. Я же забыл, что и Юра Чугунов, через эпизод брака с Н.Ю.Заварзиной, моей сестрой, в далеких 1971–74 гг., должен быть включен в этот клуб. А до того он был женат на его однокурснице, тоже с Биофака. А у них есть дочь Таня, тоже Биофак, и все они ЗП. А кроме того, есть их сын Андрей, который учился на Физфаке МГУ, откуда обе его жены. Жаль, что муж Тани – не из МГУ, но что тут поделаешь. Зато у него есть его родня, так уж та – из МГУ; так что добавим такую табличку:
Табл. 5
1. Чугунов Юрий Двитриевич Биофак каф. зоол. позв. 1949
2. Кудряшова Наина Ивановна Биофак каф. зоол. позв. 1947
3. Чугунова Татьяна Юрьевна Биофак каф. зоол. позв. 1973
4. Чугунов Андрей Юрьевич физфак 1969
5. Чугунова Татьяна, жена А.Ю. физфак 1969
6. _________ вторая жена А.Ю. физфак?
7. _________ , родня мужа Т.Ю. _______ и так далее.
Это значит, что родни Олега Орлова, вместе с ним самим, на кафедре зоологии позвоночных уже не пятеро, а 8 человек.
А тут еще выяснилось, что жена моего теперь уже покойного брата Романа, Галина Ушатинская (геологический факультет), некоторым образом кровная родня покойного профессора всё той же нашей кафедры зоологии позвоночных, Рюрика Львовича Бёме, отец, жена и дочь которого – тоже наши зоологи, со всеми вытекающими последствиями. Так что надо добавить ещё одну табличку:
Табл. 6
1. Бёме Рюрик Львович Биофак зоол. позв. 1948
2. Бёме Лев Борисович, отец Р.Л. Биофак 1913
3. Давыдова Элида Дмитриевна, жена Р.Л. Биофак 1947
4. Бёме Ирина Рюриковна, дочь Р.Л. и Э.Д. " зоол. позв. 1972
5. Ким Александр Иннокентьевич, муж И.Р. " каф. генетики 1975
6. Ким Полина Александровна, их дочь Биофак физиол. животных 2003
7. Бёме Анна Александровна Фунд. медицины 2005.
Значит, моей родни с каф. ЗП уже не 8, а похоже – 12 человек.
Может, вы подумали, на этом кончилось? Так нет же! – хлопнул я снова по лбу. – Вам это может и не понравится, но я же еще и Николаю Воронцову тоже довожусь, как бы это, кем-то там!… Вот вы посудите:
У меня есть сын Алексей, физик (см. Табл 4, 4), у него жена – Татьяна Плевако, (там же, 5). У Татьяны был отец Александр, и у него – сестра, Галина, т. е. Татьянина тётя. У тёти есть муж, а у мужа есть брат. А у брата – жена Кира, и эта Кира – Ляпунова, т.е. то ли родная, то ли двоюродная сестра Алексея Андреевича Ляпунова, тестя Николая, отца его жены Ляли – Елены Алексеевны Ляпуновой. Значит, с одной стороны, Николай Воронцов доводится мне мужем дочери брата жены брата мужа тёти жены моего сына; а с другой стороны, все сёстры Ляпуновы, их мужья и дети – тоже мне родня! Так что снова загибаем пальцы по линии учившихся в МГУ:
Табл. 7
1. Воронцов Николай Николаевич зоол. позв. 1950
2. Ляпунова Елена Алексеевна, его жена зоол. б/позв. 1954
3. Воронцова Маша (их дочь) зоол. б/позв 1976
4. Ляпунова Наталия Алексеевна (сестра Е.А.) Биофак 1954
5. Богданов Юрий Федорович (муж Н.А.) физиол. жив. 1951
6. Гамбурцева Алла Григорьевна (сестра Ляпуновых) гистологии 1948
7. Виноградов Юрий Алексеевич (муж А.Г.) Мехмат 1949
8. Егор, сын М.Н.Воронцовой, внук Н.Н.Воронцова Географ. 2000
У меня всегда было плохо с арифметикой, так что снова все пересчитывать я бессилен. Нутром чувствую, что за восемдесят, но не уверен. Похоже, проще пересчитать, кто же мне на Биофаке и вообще вокруг не родня. Но вот если на каждого потратить хотя бы абзац, да ещё хоть с одной фотографией (скажем, студенческих лет), то это сколько же понадобится бумаги? А там одних Бёме (вместе с А.И.Кимом) – четверо профессоров.
*
Не знаю, кого я порадовал, кого огорчил всей этой неожиданной роднёй, но уж как говорила Денискина мама, "тайное всегда становится явным". Рано или поздно кто-то мог бы и без меня докопаться. Эту мысль, если что, я подкину своему адвокату.
Так может быть всё-таки доложить ректору МГУ обо всё этом, а? Может, нас соберут под каким-нибудь благовидным предлогом, как вы думаете? Какую-нибудь такую акцию, – пресса, фуршет, – может и нам бы чего перепало? А?
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
СУПЕР! ОСОБЕННО ПРО МУЖА СЕСТРЫ БРАТА ДОЧЕРИ СЫНА И Т.Д...
ОтветитьУдалить