Орлов Юрий Александрович(1893 - 1966), академик - фактический организатор (в 1939г.) и заведующий кафедрой палеонтологии геологического факультета МГУ с 1943 по 1966 годы. Закончил Петербургский университет как зоолог, гистолог. Со студенческих лет (1916г.) до 1924г. преподавал в Пермском университете: эмбриологию - на сельскохозяйственном и анатомию - на медицинском факультетах. В годы, проведенные им в Перми, произошли две революции, дважды через Пермь проходил фронт гражданской войны, эвакуация университета в Томск, реэвакуация в Пермь в труднейших условиях эпидемий и голода. «Подчас такие обыденные дела, как снабжение лаборатории спиртом, превращались в предприятия, связанные с риском для жизни», - вспоминает П.Г.Светлов, один из его близких друзей. В Перми под руководством своего учителя и друга (потом - академика) А.А.Заварзина он получил серьезное медицинское образование, стал признанным специалистом в области эмбриологии и гистологии. В 1924 – 1935гг. работал в Военно-Медицинской академии и Бехтеревском институте мозга в Ленинграде.
С миром древних ящеров Юрий Александрович соприкоснулся еще в детстве, когда его отец - управляющий лесами северных губерний - брал его с собой в путешествия по северным рекам. На Северной Двине он увидел раскопки В.П. Амалицким парейазавров. По настоящему увлекся палеонтологией в 1925г. и с этого времени ряд лет работал в Геологическом комитете, затем - в Палеозоологическом институте АН, преподавал палеонтологию в Горном институте и Ленинградском университете, и наконец, с 1939 г. - в МГУ. В 1945г. возглавил Палеонтологический институт АН. Вскоре после Великой Отечественной войны им были предприняты раскопки ископаемых позвоночных в Монголии (1946-1949) и северном Китае (1959-1969).Материалы этих экспедиций выставлены в новом Палеонтологическом музее им.Ю.А.Орлова, созданию которого Юрий Александрович отдал много душевных сил.
Юрий Александрович обладал великим даром любви к реальному человеку. Этот дар был привит ему с детства, он укрепился бедствиями народа, свидетелем которых он был. Этим даром определялась и его любовь к педагогической деятельности и студенчеству. "Жалость и тоска расставания с учениками",-сказал он однажды.
Комментариев нет:
Отправить комментарий