РЕКИ - БОГИ ДРЕВНИХ
А.Ф.Орлов
Происхождение древних
богов и их имен до сих пор не поддается объяснению. Причина прежде всего та, что здесь
работали исключительно филологи, и
совершенно не принимали участия натуралисты, считая, что это
не их область. Но мысль филолога всегда остается в сфере идей, слов,
звуков. Филологи не обращают внимания на окружающую действительность, на природу местности, где возник бог.
Они думают, что имя бога непременно должно отражать его свойства: чем
разнообразнее и многочисленнее его функции, тем более глубокий и многообъемлющий смысл заключается в его
имени. Например, бог Гермес имел
двадцать различных функций;
спрашивается, из какого
языка взято это слово, что оно четырьмя звуками "герм" (греческое
окончание "ес" надо отбросить) объясняет все двадцать функций? Такого языка, несмотря на поиски
всех знаменитых языковедов, не находится, и вопрос остается там же, где он был 2300 лет назад, во времена Платона.
Но вопрос об именах
богов теснейшим образом связан с
вопросом о происхождении названий
древних поселений. Огромное число поселений называются по рекам, на которых они
стоят. Я не могу здесь приводить доказательств этого утверждения. В 1907 году
мною выпущена книга "Происхождение названий русских рек и городов". Там доказательства приведены. Ныне мною
составлен по 10-ти верстной
карте каталог рек СССР в 7000 названий, на которых имеется и 7000 одноименных
поселений. На некоторых реках нет
одноименных поселений, но зато на
множестве других имеются по 2, 3, 4 и даже 5 поселений, одноименных с рекой.
И вот оказывается,
что весьма большое число древних, и притом наиболее известных богов носят имена
рек. В глазах первобытного человека река была могущественным существом, от
которого во многом зависела его жизнь: она давала ему приют, кормила его и была
надежным руководителем в его скитаниях по необитаемым местам. Как же человек называл этого могущественного
покровителя и благодетеля? Да вот,
например, эта постоянно
волнующаяся,
крутящаяся,
находящаяся в неустанном
движении, полная кипучей жизни, река –
называется Герм. Она и есть бог Герм. Поэтому бесполезно биться над разгадкой
имени Герм, надеясь найти в нем отражение
функций бога. Если бы мы и
расшифровали слово, то узнали бы значение имени реки, (мутная, быстрая
и т.д.), а для бога оно оказалось бы совершенно случайным и никак бы его не
характеризовало. Совершенно так же
бесполезно биться над разгадкой названия города, ожидая найти в названии политическое или торговое значение
города: если бы мы и расшифровали слово, то нашли бы объяснение имени реки.
В науке есть много
случаев, что имя бога
сопоставляется с именем реки.
Но все ученые думают, что первичным здесь всегда является имя
бога; в действительности же было наоборот: первичным является название реки, и
оно повторяется в имени бога. Но стоит ли биться над вопросом, река названа от
бога, или бог от реки? Не все ли это равно? Нет, это огромная
разница. Если река названа от бога, то, значит, где-то существовал, хотя бы в представлении дикаря,
независимый ни от чего, самодовлеющий бог, с определенным именем,
т.е. некоторое духовное существо.
Если же сначала
река, и она – бог, то дело ставится на чисто материалистическую
почву. Вот этот поток воды есть бог. Он хозяин только в своем русле, больше нигде его нет. В десяти километрах есть другая река,
особый бог. Жители той реки не поклоняются этой.
Почитание
рек-богов ведет начало с глубокой древности, но в иных местах оно дожило до наших дней. Мною рассмотрено
400 богов Малой Азии, Финикии, Индии, Греции, Западной
и Восточной Европы. Здесь я приведу несколько примеров рек-богов Западной Европы
и территории СССР.
Тибр река –
был величайший благодетельный, но
и грозный бог для населения той местности, где возник Рим. В гневе он вздымал свои
воды на 12 и даже на 20 метров и в неколько часов смывал поля и сады, результаты многолетних трудов. Постройка моста через него считалась преступным
насилием над богом. Но так как без
моста обойтись было нельзя, то
мост строили, но во время постройки многочисленные священнослужители Тибра – понтифики (мостоделы) приносили жертвы, как на
самом мосту, так и на обоих
берегах. Бог требовал человеческих жертв. В первый раз, в 226 г. до н.э., по указанию
Сивиллиных книг, принесли в жертву 27 пленных греков-аргивян: со связанными
руками и ногами поставили их на мост и сбросили в пучину. В следующие годы
живые люди заменены были 24-мя соломенными куклами, которые приносились в
жертву с большими
церемониями. Понтифики носили
отличительный знак – топорики. Проф. Ковалев пишет: "Название понтифики по-видимому
когда-то имело смысл, который впоследствии
утерян и нам теперь совершенно
неясен" (Эллинизм. Рим, 1936). Если думать так, что в местности, где возник Рим, всегда был
главным богом Юпитер, то название его служителей "понтифики"
(мостоделы) не имеет смысла. Если
же считать, что Юпитер был здесь
пришелец, чужой, а исконный, родной бог был река Тибр, то название его
служителей – мостоделы – как нельзя более естественно
и оно говорит о грубо материальном взгляде на бога, практическом значении его.
Рейн. Река-бог призывался в молитвах, как отец нимф ручьев и рек. Статуя
его, найденная близ Кельна, имеет на базисе надпись: Бог - Рейн. Статую пленного бога-Рейна римляне
возили в триумфах, после побед над германцами. Найдено множество римских надписей,
посвященных Рейну за
дарование здоровья. Еще в средние
века в 1333 г., Петрарка был
свидетелем культа Рейна. В Кельне
женщины большой толпой, в венках,
шли к реке Рейну, мыли в нем руки и при этом произносили молитвы. На вопрос
поэта, что это значит, ему объяснили, что это древнейший очистительный обычай, завещанный предками. Несчастия целого года предотвращаются
омовением этого дня. "О,
счастливые жители Рейна, сказал я с усмешкой, пишет далее Петрарка:
ваши бедствия Рейн отвращает,
а наши ни бог Пад (река По), ни бог Тибр уже не имеют силы отвращать".
Секванна (ныне
Сена) река была кельтская богиня здоровья. При раскопках в 1836 г. на истоке Сены найдено много
римских надписей с обетами больных, а также алтари, статуи,
бюсты, монеты.
Родан, ныне Рона. Статую пленного реку-бога Родана везли в триумфе Цезаря.
Дунай: в нижнем течении он называется Истр. Бородатая голова бога-Истра, с рогами,
встречается на монетах из города Истра, находившегося в 50-ти стадиях от священного
устья реки. На колонне Траяна, ведшего войны на Дунае, изображен бог Истр в гроте. Голова его увенчана водяными
растениями. Он поднимается из воды
и с изумлением смотрит, как римские войска переходят
по мосту, перекинутому чрез его
реку. В древности людям часто
давались имена в честь богов. Так, "Дунай" употреблялось, как личное имя: в 1282 г. князь Владимир посылает воеводу
Дуная против ляхов. В 945 г. посол князя Игоря в Византию называется
Истр. С течением времени боги деградировали до героев, и Дунай умалился до богатыря,
Дуная Ивановича.
Бог, иначе Буг – южный, впадает в Черное море. У древних славян река Бог, наряду с Истром, пользовалась великим
почитанием. Считалось кощунственным преступлением как-либо осквернить
реку, например, плюнуть в воду. Первоначально "Бог" было
собственное имя единственного существа на свете, именно реки – Бога (Буга). Почитание его распространилось и
среди соседних славян, и с
течением времени, собственное имя Бог обратилось в
нарицательное, обозначающее вообще "владыка". Замечательно, что Ломоносов, а за ним и Леклерк принимали
такое словопроизводство. В науке нарицательное "бог"
производят от санскритского "бага" – счастье, судьба; но это не заслуживает доверия.
Радегаст – река в земле ретарей. Она впадает с юга в реку Степениц,
а та в нижнее течение р. Трáвы, на устье которой стоит город Усть-Трва
(Траве-Мюнде). На реке Радегаст
был и город Радегаст, иначе Ретра. Радегаст был бог войны полабских
славян, живших по реке Лабе (ныне Эльба). Идол его стоял в 4-х днях пути от
Гамбурга, в земле ретарей, на
озере Ретра. На медной бляхе, в кабинете
Шпонгольца, изображен Радегаст: пред ним жертвенник, на котором лежит отрубленная
голова. Считают, что это голова
мекленбургского епископа Иоанна,
принесенного в жертву Радегасту (Карамзин). Думают, пишет
Карамзин, что имя "Радегаст"
значит "рад гостям" (немецк. "гаст" – гость). Конечно, это наивная этимология: странно встречать гостей отрубленной головой. Ясно, что имя Радегаст есть река
Радегаст.
Стрый – река, впадает в Днестр. На нем город Стрый. Стрибог – бог ветров, которые так и называются Стрибожи
внуци. Стрый вытекает из Карпат из горного прохода, из которого вытекает река Латорча. Отсюда всегда в долину дует холодный ветер, он и назван по
реке: Стрый. У нас есть названия ветров по рекам – Баргузин и Ангара, в Забайкалье:
Славное море – священный
Байкал!
Славный корабль – омулевая
бочка....
Гей,
Баргузин, пошевеливай вал:
Молодцу
плыть недалече....
Баргузин – впадает в Байкал
с востока, на нем город Баргузин; а Ангара вытекает из Байкала с запада.
У римлян боги-ветры,
Вольтурн и Аквилон, были одноименные реки.
Нéмига – река, ныне
Неман. В ретрском святилище в числе других идолов, стоял Немига,
бог воздуха и ветра.
Это, конечно, река Немига, т.е.
Неман.
К бассейну Немана
принадлежат речки: Радунь, Ведьма, Яга. Все это были божества.
Рáдунь – впадает в
Дзитву, приток Немана, справа. На ней местечко Радунь и село
По-Радунь.
Вéдьма – речка впадает в
Шару, приток Немана, в верховье;
на ней и село Ведьма. Название "ведьма" все
производят от глагола ведать, но это
неверно. Ведьма есть богиня реки Ведьмы, сначала единичное существо, а потом
целый род их.
Яга – речка впадает в
Неман справа, в нижнем
течении. В древности Яга была
грозное божество, требовавшее человеческих жертв. Потебня видит в ней
божество, но совершенно напрасно
следуя общему стремлению придавать богам символическое значение, видит в ней "бурную тучу" и т.д. С течением
времени из нее вышла Яга-баба.
Чорт – речка
(Чортовец) впадает в Днестр,
справа. Слово чорт вовсе не происходит от "черный". Чорт есть собственное
непереводимое имя названия реки. Река эта была злой бог Чорт, (а может быть сначала и добрый: все эти боги унижены и поруганы со введением
христианства), единственное лицо на свете. С течением времени он обратился в родовое понятие.
Русава – впадает в
Днестр слева. На ней селения:
Русавка и на истоке Голова Русавы,
Мал. Русава и Больш.
Русава. Русалка, правильнее русавка,
была богиня реки Русавы, первоначально
Русава, – единичная личность, а потом целый род
русалок-утопленниц.
В науке производят слово русалка
от "розалии" – праздника роз, приносимых на пасху: название розалии, будто
бы под влиянием слова "русло" превратилось в русалии: последнее и
приложили к водяным существам (Ягич). Конечно, это неверно: почему из роз
возникли утопленницы?
Лада – река впадает в
Танев, приток Вислы. Лада и Лель были древние славянские боги. Стрыйковский
(ХVI в.) пишет: "Славяне призывают: "Ладо, Ладо, Ладо! Великий наш боже".
Ладу чествовали с 25 мая по 25 июня и приносили ему в жертву белоснежного
петуха. В одной польской книге 1550 г. повествуется об основании
на Лысой горе монастырей на том месте,
где прежде был храм трем идолам,
которые назывались: Лада, Бода, Лель.
Бода, вероятно, был
бог реки Боды, впадающей в Заалу, приток Лабы, бог полабских славян, каковы сербы,
гломачи.
Реки Лель
я не могу указать в тех же местах.
У нас есть реки с названием Лель, впадающие в Лузу и в Неман, приток Камы. Могла быть Лель и в местности Лады.
Дажь–озеро – в
Пруссии, в соседнем с землей Вягров герцогстве Мекленбург; от него называются Дажья область и Дажий
лес. Была плунская богиня Подача. Следовательно, славянский Дажь-бог не от
слова "давать", а от озера Дажь, первоначально, вероятно, Даг.
Добрынь – река, впадает в Сож, левый приток Днепра.
Сначала бог, а потом богатырь Добрыня, и имя дяди князя Владимира.
Горынь – река, впадает в Припять,
приток Днепра.
Змей-Горыныч – злой бог реки Горыни. С ним ведет брьбу богатырь
Добрыня.
Дон, в древности Тана, а с греческим окончанием – Танаис. По Гезиоду Танаис был сын Океана и
морской богини Тетис. На устье его стоял и город Танаис. О почитании реки Танаиса, как бога, у
массагетов, сообщает Максим Тирский: "... Меотидское озеро (Азовское море)
... бог Танаис и статуя его у Массагетов...". С течением веков, бог Танаис
забыт и память о нем остались в имени богатыря Дона. Дон вытекает из
озера Ивань, из того же озера вытекает река Мат, впадающая в Упу, приток Оки. Русские сопоставили чужое название
Ивань с Иван, и потому богатыри
Дон и Шат величаются
Ивановичами. Отсюда "Иванович"
перешло и на богатыря Дуная.
Крива – река, ныне Кривина, образуется из слияния
Верхней и Нижней Кривины и впадает в Западную Двину слева. На них два села: Кривино и Кривина. По реке Криве жило население Кривичи, получившие от реки и свое название. Река Крива была их бог, а верховный жрец, заместитель божества,
Крива-Кривейто.
Велеса – река впадает в
Западную Двину слева: в верховье на ней село Велеса. Река-бог,
Велес, был покровитель
скота и плодородия. При начале или при конце жатвы ему завязывали пук
несрезанных колосьев.
Карачун – озеро, на запад от р. Воложбы, впадающей в Сясь.
Ныне слово понимается, как
"внезапная гибель". В
древности означало злого духа озера Карачун.
Ильмень-озеро – для всего
прибрежного населения (по-озёров) был бог. Легенд не привожу за недостатком
места.
Волх – река,
впоследствии Волхов. В
глубокой древности река Волх был бог. На это
указывает следующая легенда,
приводимая Буслаевым: "Волх был сын Словена. От Волха получилась
река Волхов, прежде называемая "Мутная". Волх был бесоугодный чародей, лют в людях, бесовскими ухищрениями и мечтами претворялся в
различные образы и в лютого зверя, крокодила, залегал в реке водный путь тем,
которые ему не поклонялись. Одних пожирал, других потоплял. А невежественный народ почитал его за бога..." и
т.п. Впоследствии он деградировал до богатыря – чародея Волха
Всеславича.
Карго – озеро, – Большое и Малое, на запад от ст. Няндомы
Архангельской ж. д., в 15-ти км от р. Онеги. Местные старики верят, что, отправляясь
на озеро на рыбную ловлю, надо призвать
на помощь хозяина озера – "Карго".
Сямбуй – речка, впадает
в Тавренгу, а эта в Вель, приток Ваги, впадающей в Сев. Двину. По реке местность называется
"Тавренга". Еще недавно население верило, что в реке живет водяной – Сямбуй и боялись на нее ходить.
Вотские (удмуртские) речные боги:
Кильмез – река, впадает в Вятку; на ней 3 села Кильмезы. Упоминая об этом населении, Марр говорит: "Калмезы – берское слово". Но это ошибка: не Калмезы, а Кильмезы
и, конечно, не какая-либо особая народность, а просто крестьяне трех сел Кильмезей, по реке Кильмезу. Река Кильмез бог
вотяков. В Вятском реальном училище
до революции имелся альбом фотографий священных рощ
бога.
Вала – приток
Кильмеза. На ней 2 села – Вады и с. Валинское Устье. Вала – тоже бог
вотяков.
Шурма – впадает в
Вятку, немного выше Кильмеза. На ней 2 села Шурмы и Шурминский завод.
Шурма был жестокий бог, он
питался человеческим мясом и запивал еду овечьей кровью.
Немда – впадает в Вятку
слева, на ней село Немда. Якобий
сообщает, что в религиозных представлениях вятских черемис большую роль играет река
Немда. Черемисский бог назывался
Немда-куруку: черемисский областной
храм находился на реке Немде.
Чур
– река, впадает в Иж, приток Камы.
Ныне "чур" употребляется, как междометие: "чур,
одному!" Но в старину Чур был несомненно бог реки Чура. Восклицание
"чур, меня" - было призванием божества.
Кузьма
– река, впадает в Чепцу, приток Вятки, на ней село Верх.
Кузьмы. Другая Кузьма впадает в Лыт, приток
Чепцы: на ней село Усть-Кузьма.
Река Кузьма была бог вотяков и мордвы.
"Обрусение
мордвы, –
пишет Анучин, – производилось отчасти насильственно, посредством массового крещения.
Новообращенные ничего не понимали в новой религии: более ревностные срывали с
себя кресты и кололи иконы. Против
них отправлялись команды, виновные
наказывались и даже
приговаривались к сожжению.
В населении были попытки воскресить "старую веру", хотя и в иной, проникнутой христианскими понятиями,
форме. В особенности
известна история (в начале XVIII в.) "Кузьки – Мордовского бога" – крестьянина Кузьмы Алексеева, ходившего с проповедью о новой вере и привлекавшего к себе тысячи
народа".
Чувашские боги-реки:
Кереметь –река, впадает в
Малую Сульчу, приток Б.Сульчи, впадающей в Черемшан, приток Волги.
На ней 4 одноименных с рекою села: Вершина Керемети, Татарская Кереметь,
Русская Кереметь и Нижняя Кереметь, а на истоке Б.Сульчи – село Кереметь-Тридцать Дубов. Очевидно, здесь была священная
роща бога – Кереметя.
Почитание Кереметя распространилось среди чувашей очень широко и
первоначально единичная личность
обратилась в целый род кереметей.
Выла
– река, впадает в Суру,
приток Волги: на ней 4 одноименных села:
Большая Выла и еще
три. В книге "О чувашах"
неизвестного автора ХVIII в.,
изданной в 1888 г. Магницким
(Казань), сообщается, что по тогдашнему
верованию чувашей, главный кереметь живет в реке Выле.
Свияга
– приток Волги, на устье ее Свияжск. Упомянутый Выл имеет двух сыновей:
один, Сиве, живет в Свияге.
Челна – впадает в Б. Черемшан, приток Волги: это на
запад в 30 км от р. Керемети. На ней 4 села Челны. В этой Челне живет другой
сын Выла – Челна-кереметь.
Сорма
– река – берет
начало от верховья Вылы,
течет на восток и впадает в М. Цивил, ветвь Б. Цивиля, притока Волги. На
реке Сорме стоят села: Русская Сорма и Чувашская Сорма. В Сорме жил один из самыхгрозных богов,
Сорм-кереметь. У деревни Чувашской Сормы стояла береза, посвященная этому Сорму. В 1935
г. в порядке борьбы с религиозными
предрассудками, эту березу
срубили, что удалось сделать
только после горячей
внутридеревенской
борьбы. Никто из жителей не
хотел ею воспользоваться; взяла бы школа, но никто не соглашался везти.
Кощеево
озеро, в бывш. Владимирской губ., к северу от
Вязников. Сказочный Кощей – водяной этого озера.
Берендеево
озеро, бывш. Владимирской губ. Около него жило население "берендей", иначе "берендичи". Конечно,
это было тогда, когда нынешнее
болото Берендеево было достаточно глубоким и чистым озером, вроде нынешнего
Бело-озера. Называлось оно вероятно Берендо, отсюда берендичи. Следы древних
поселений вокруг озера заметны и ныне. В сказке Жуковского царь Берендей,
возвращаясь из похода, припал к озеру Коще напиться, а Кощей, сидевший на дне, схватил его за бороду и потребовал
отдать ему то, что Берендей дома не знает (новорожденную дочь).
Кострома – река, приток Волги: на
ней город Кострома и село Верховье
(р. Костромы). Река Кострома была
бог населения Костромичей. На это указывает существовавший еще недавно обряд "Похороны
Костромы". Насильственно
обращаемым в христианство костромичам не
легко было расставаться со своим исконным, родным богом,
Костромой, и вот они и устраивали ежегодные похороны его.
Вот в каком виде представляется происхождение
многих богов и их имен с естественно-научной точки
зрения. Люди, хотя и образованные, но стоящие далеко от этой области, обычно предъявляют требование объяснить значение названий рек. Но это уже другая проблема и дело
филологов, языковедов. Названия рекам Европы, по-видимому, даны народами, жившими
раньше тех, которых знает история.
Комментариев нет:
Отправить комментарий